Москва не сразу строилась

 

 

   Как говорится - Москва не сразу строилась и потому очень интересно наблюдать за историей изменений в топологии градостроительства на протяжении веков. На так называемом Сигизмундовом чертеже Москвы 1610 года хорошо видно продолжение Кремлевского веера уличной застройки в Китай-городе. Улица возле южной стены продолжается по направлению Мокринского переулка (прежде Великой улицы). За пределами китайгородской стены ни на одном из планов дальнейшей трассы этой улицы не видно. Улица от Соборной площади к Константино-Еленинским воротам, а также ответвление от южной улицы Кремля к тем же воротам получили продолжение по Варварке.

Судя по рельефу местности, продолжение улицы с Подола по Мокринскому переулку проходило по низменной (возможно заболачиваемой и заливаемой паводками) местности, вследствие чего и было выбрано более возвышенное на карте положение — по Варварке, проходящей вдоль бровки второй прибрежной террасы.

Радиальное направление Варварки в пределах Белого города не получило ясного продолжения. Ильинка, которую можно рассматривать как продолжение Спасской улицы Кремля, в свою очередь продолжается в Белом городе и в Земляном городе по Маросейке и Покровке. По общему мнению историков Москвы, Ильинку следует считать наиболее молодой из радиальных улиц Китай-города. Продолжением Никольской улицы Кремля служит Никольская улица Китай-города, идущая и далее по радиальному направлению в Белом и Земляном городах. Это направление у Лубянской площади получает ответвление на северо-восток по ул. Мясницкой, также идущее через Белый и Земляной город и включающееся в общую систему восточного веера улиц. Таким образом, все улицы, составляющие основу радиальной сети в восточном секторе Москвы, имели в качестве элемента притяжения единый центр, расположенный в Кремле. Это не значит, конечно, что на протяжении всего периода формирования радиальной сети все развитие ее происходило под влиянием этого основного центра. Зародившись в восточных воротах первоначальной крепости, несколько радиальных улиц по мере увеличения территории Большого посада (Китай-города) продолжали расти к востоку, а на этом направлении возникали новые точки притяжения, которые способствовали дальнейшему удлинению радиальных магистралей.

Несколько иную картину представляет собой радиальная система западного сектора от р. Неглинной до р. Москвы. Здесь вместо единого начального центра мы имеем ряд точек притяжения, исторически возникавших вдоль правого берега р. Неглинной. Первой из таких точек явилось место у Боровицких ворот Кремля. Примерно к этому месту еще до сооружения крепости подходила дорога из Новгорода Великого, которая направлялась через брод далее к югу. Сюда же подходила и старая Смоленская дорога, направлявшаяся далее к востоку по левому берегу Москвы-реки. После сооружения крепости Боровицкие ворота стали играть роль точки притяжения для движения, связанного с хозяйственной жизнью дворца. Отсюда пошли дороги к княжеской конюшне, к конюшенной слободе и к другим слободам, которые были населены персоналом, обслуживавшим дворец.

В результате сочетания потребностей транзитного и местного движения у Боровицких ворот образовался пучок радиальных направлений, сложившийся в Белом городе из следующих улиц Лебяжьего переулка, переходящего далее в улицу по берегу р. Москвы, Волхонки и Знаменки. Далее, в пределах Земляного города Волхонка получила разветвление по двум направлениям Остоженки (ныне Метростроевская), шедшей к Самсонову лугу у современного Новодевичьего монастыря, и Пречистенки (ныне Кропоткинской ул.). Улица Фрунзе получила за Арбатской площадью продолжение в пределах Земляного города по Поварской улице, т. е. по трассе на Новгород Великий. От той же площади отходит и Арбат на соединение с новой Смоленской дорогой.

Следующей точкой притяжения явился мост через р. Неглинную у позднейших Троицких ворот, который давал доступ к посадскому торгу, развившемуся здесь в связи с заселением территории к востоку от Кремля. К этому мосту перешло направление Волоцкой дороги (из Новгорода Великого) по Воздвиженке. По этой же улице пошло движение на посад и от новой Смоленской дороги.